Этот день в истории России 9 августа
1942
Концерт непобедимых
В Большом зале Ленинградской филармонии состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде. Оркестром дирижировал Карл Элиасберг. Музыка транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. После последних аккордов зал поднялся с мест. Обессиленные люди опирались на спинки кресел и аплодировали стоя. Поэтесса Ольга Берггольц, проведшая в Ленинграде всю блокаду, назвала этот концерт «нашим первым днем Победы». Трансляцию концерта слышали и немцы на своих позициях. «Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть», — вспоминал годы спустя бывший офицер вермахта. Симфонии, сыгранной единственным оставшемся в Ленинграде оркестром, предшествовал подвиг. Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. До этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. Композитору было отказано, но и уезжать из родного города он не стал. Вместо этого Шостакович записался на строительство оборонных сооружений в Ленинграде и совмещал написание симфонии с работой на улицах родного города. В сентябре 1941-го Шостаковича эвакуировали в Куйбышев, где он и закончил работу над Седьмой симфонией. Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и казалось, что ее не слышали только жители города, которому она посвящалась. Тогда руководство Ленинградского фронта приняло решение исполнить 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде. Дирижер Карл Элиасберг находился в госпитале с диагнозом дистрофия, когда ему пришло это предписание. Четыре объемных нотных тетради с партитурой были доставлены в осажденный Ленинград 2 июня 1942 года военным самолетом под огнем вражеских зениток. Выяснилось, что для исполнения симфонии требуется около ста человек, а в оркестре Элиасберга осталось всего лишь 8 музыкантов, способных держать в руках инструменты. 27 человек умерли, остальные страдали от дистрофии. Сам шатаясь от слабости, Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Также по приказу командования музыкантов отзывали с фронта специально для исполнения симфонии. Первая репетиция закончилась уже через 15 минут – у многих музыкантов просто не было сил продолжать играть. Им увеличили паек. Но восстановление шло трудно и медленно, о чем говорит такой случай. Однажды барабанщик Жавдет Айдаров пропустил репетицию. Элиасбергу сообщили, что он умер и его отнесли в подвал, где был устроен морг. После репетиции дирижер спустился вниз и обнаружил, что у Айдарова дергаются пальцы на руке. Оказалось, что это была не смерть, а голодный обморок. 24-летнего парня откачали и 9 августа он принял участие в концерте. По приказу командующего Ленинградским фронтом генерала-лейтенанта Леонида Говорова, чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – в рамках специально разработанной операции «Шквал» они вели по фашистам упредительный шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли и ни один вражеский самолет не мог подняться в воздух. «Нас тоже можно считать участниками исполнения вашей симфонии» – сказал Говоров дирижеру после концерта. Благодаря операции «Шквал» появилась возможность не соблюдать светомаскировку. Зал филармонии ярко освещали огромные, великолепные люстры, создавая ощущение настоящего чуда. Оркестр под управлением Карла Элиасберга в тот день дал людям надежду на жизнь. На счастливую мирную жизнь после обязательной победы. Седьмая симфония Шостаковича по праву считается одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века и музыкальным символом блокадного Ленинграда – символом борьбы за жизнь в осаждённом городе и непобедимости ленинградцев.