Этот день в истории России 17 июня
1930
«Привет и поздравления с победой рабочим и руководящему составу первого в СССР Краснознаменного тракторного гиганта. 50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в деревне. Желаю вам успеха в деле выполнения вашей программы.» (И.В. Сталин, правительственная телеграмма коллективу завода в день его пуска).
Пущен Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского – первенец первой пятилетки, который строился в течение года силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола. В этот день – 17 июня с конвейера сошел первый трактор – СТЗ-1 (СХТЗ 15/30). Трактор СТЗ-1 имел массу 3 тонны и классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра, рамную конструкцию. Работал на керосине, но для запуска требовался бензин. Топливный насос отсутствовал – бензин и керосин подавались самотеком. Высокая труба сбоку – это не выхлопная труба, а воздухозаборник. Система охлаждения – водяная с вентилятором. Аккумулятор и стартер отсутствовали – пуск двигателя осуществлялся рукояткой «кривого стартера». Карбюраторный четырёхцилиндровый мотор объемом 6,4 л. и мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой. Коробка переключения передач предусматривала низкую, среднюю, высокую и одну заднюю передачи. Максимальная скорость на высшей передаче — 7,4 км/ч. На низшей — 3,5 км/ч. Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, приводом стационарных машин. В 1930-40-х годах этот трактор был самым распространённым в СССР. Самая известная трактористка Паша Ангелина работала именно на таком тракторе. К 20 апреля 1932 года завод вышел на проектную мощность в 144 трактора в сутки, за что был награжден орденом Ленина. Выпуск тракторов в проектных объемах позволил СССР отказаться от ввоза тракторов из-за границы. Следующая, более мощная, модель сталинградского трактора выиграет Гран-при в 1938 году на Всемирной выставке в Париже. К 1940 году Сталинградский тракторный даст стране 23 тыс. сельхозмашин – половину тракторного парка страны. Многие трактора тех годов через десяток лет примут участие в Великой Отечественной войне в качестве тягачей и даже в качестве боевых единиц. В историю завод вошел и как место упорных боев во время сражения за Сталинград, когда не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода. Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня уже 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.
На фото: первый трактор СТЗ 15/30, сошедший с конвейера Сталинградского тракторного завода в 1930 году, был подарен трудовым коллективом завода XVI съезду ВКП(б), а ныне экспонируется в Музее современной истории России