Этот день в истории России 28 декабря
1908 Родился российский скульптор-монументалист Евгений Вучетич
Работы Евгения Викторовича Вучетича видел каждый житель нашей страны. Наиболее известные: «Родина мать зовет» в Волгограде, «Воин-освободитель» в Трептов-парке и «Перекуем мечи на орала» перед зданием ООН в Нью-Йорке. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (Днепропетровск). Воспитывался в семье интеллигентов. Мать – учительница, отец – инженер. Ранее детство провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи переехали в Ростов-на-Дону. С раннего возраста у Евгения проявлялся талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что имелось под рукой: из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что его ждет великое будущее. В 18 лет он поступил в местную художественную школу. Уже в этот период Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях. После обучения в школе Евгений поступил в Санкт-Петербургский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры. В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Молодой скульптор Вучетич становится председателем Союза художников в Ростове и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка. В 27 лет Вучетич переехал в Москву. Он работал над оформлением таких знаменитых объектов, как гостиница «Москва» и Государственная библиотека имени Ленина. Его работы этого периода – «Климент Ворошилов верхом» и «Партизанка» были представлены на Парижской выставке. К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком. Уже через год получил звание капитана, однако позднее оказался сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Наряду с созданием небольших творений, скульптор начал работать над грандиозными монументами в честь защитников Родины. Памятник «Воин-освободитель», который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается символом доблести и победы над фашизмом. Вучетич руководил творческим коллективом, работавшим над памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Над главным элементом композиции – скульптурой «Родина-мать зовет» он трудился на протяжении семи лет. На момент установки она являлась самой высокая в мире статуей. Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя «Перекуем мечи на орала». Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций. Копии находятся в Москве и Усть-Каменогорске. Евгений Вучетич в период с 1946 по 1950 пять раз стал лауреатом Сталинской премии, а в 1959 году был удостоен звания Народный художник СССР. В 1967 году «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Евгению Вучетичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Евгений Викторович Вучетич скончался 12 апреля 1974 года в Москве.














































