Этот день в истории России 6 декабря
1942 Умерла от ран первая и единственная женщина, совершившая «подвиг Александра Матросова»
Все помнят о том, как рядовой Александр Матросов ценой собственной жизни, закрыв собой амбразуру дзота, обеспечил успешную атаку своего подразделения. 19летний паренек из глубинки стал героем на все времена. Его бессмертная слава затмила известность многих полководцев Великой Отечественной войны. Кто-то может сказать, что бросаться на амбразуру нет смысла, ведь скорострельный пулемет в секунды изрубит тело пулями и отбросит его. Да, это так. Но дело именно в тех нескольких секундах, которые тратит пулеметчик, чтобы освободить ствол и обзор для стрельбы. Эти бесценные секунды решают всё – кто останется жив и победит, а кто потерпит поражение и погибнет.
25 ноября 1942 года партизанская бригада Минского партизанского соединения под руководством Николая Розова получила задание разгромить фашистский гарнизон в деревне Ломовичи Полесской (сегодня – Гомельской) области. В числе бойцов этой бригады была 17-летняя Римма Шершнева, зачисленная туда в ноябре 1942. Хотя Шершнева получила распоряжение командира оставаться на базе, она нарушила его и присоединилась к отряду, отправившемуся на задание. Немецкий гарнизон, стоявший в деревне Ломовичи, был очень хорошо укреплен – окружен рвом, проволочными заграждениями, дзотами и дотами. Атака началась ранним утром. Партизаны уничтожили 12 дзотов, но неожиданно на перекрестке дорог в центре деревни «заговорил» незамеченный вражеский дзот с круговым обстрелом. Партизанская атака захлебнулась. В этот критический момент к дзоту бросилась группа бойцов во главе с командиром отряда. В этой группе была и Римма. Командир отряда, тяжелораненый, упал у самой амбразуры...
Секретарь ЦК ЛКСМБ написал после этой операции маме Риммы:
«...Последний бой, в котором приняла участие Римма, был тяжелый и суровый. Партизаны штурмом взяли населенный пункт. В центре остался один большой дзот, из которого фашисты вели сильный огонь. Римма бросилась на амбразуру дзота и была тяжело ранена. Через несколько минут дзот взяли. Партизаны уничтожили в нем около 20 фашистов... Лидия Васильевна, вы можете по праву гордиться вашей дочерью».
Подробнее о подвиге рассказал участник того боя, товарищ Риммы по отряду Виктор Чистов:
«Впереди неожиданно появились Римма Шершнева и еще один паренек. Его тут же подкосила фашистская пуля. А Римма пробежала метров пятнадцать — двадцать, упала. Мгновение — и она уже ползла к дзоту. Снова вскочила и что-то крикнула нам, бросила гранату, а еще через минуту бросилась на амбразуру, и фашистский пулемет умолк. На какое-то мгновение партизаны застыли в изумлении. Потом с неистовым "Ур-рра-а!" рванулись вперед. Я подбежал к дзоту, залез на него. Гляжу — наша Римма безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв собой смертельный прямоугольник амбразуры. Я осторожно подтащил ее наверх, на купол дзота. Смотрю, еще дышит...»
Римму в повозке перевезли в ближайшую деревню Старосеки. К ней был вызван хирург Минского партизанского соединения Ибрагим Друян, но ранение всё-таки оказалось смертельным. В партизанку попало более 10 пуль, но она прожила еще одиннадцать дней! Приходя в сознание, она спрашивала, жив ли командир. Говорят, что она была влюблена в него. 6 декабря 1942 года Римма Шершнева умерла. Посмертно она была награждена орденом Красного Знамени. О подвиге 21 марта 1943 года сообщило Советское информбюро.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».







































