Этот день в истории России 15 ноября

Этот день в истории России 15 ноября

1815 Первый российский пароход

В этот день 210 лет назад первый российский пароход «Елизавета» вышел в свой первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно. Корабль построен на петербургском механико-литейном заводе Карла Николаевича Берда (Чарльз Берд), который в 1786 прибыл в Россию и поступил на русскую службу. Корабль имел деревянный корпус длиной 18,3 метра, шириной 4,57 метра и осадкой 0,61 метра. На пароходе была установлена паровая машина конструкции Джеймса Уатта мощностью 4 лошадиных силы, которая позволяла судну развивать скорость до 5,8 узлов (около 10 км/ч). В качестве движителей использовались 2 бортовых гребных колеса диаметром 2,4 метра. Установленная на пароходе железная труба высотой 7,62 метра при попутном ветре могла служить мачтой для постановки на ней паруса. Паровая машина и однотопочный паровой котел, в качестве топлива для которого использовались дрова, располагались в трюме в средней части судна. На корме парохода находились скамьи для пассажиров, над которыми была натянута крыша из парусины. «Елизавета» отошла от стенки завода Берда и, пройдя в 7 часов Санкт-Петербургскую брандвахту, со средней скоростью в 5 узлов взяла курс на Кронштадт, куда прибыла в 10 часов 15 минут, затратив на переход таким образом 3 часа 15 минут. По прибытии пароход вызвал большой интерес у жителей и был продемонстрирован как главному командиру Кронштадтского порта и должностным лицам города, так и простым жителям. Для удовлетворения любопытства собравшихся зрителей пароход сделал несколько небольших разъездов, обогнув несколько раз стоявший между Кронштадтом и гаванью брантвахтный фрегат. Помимо этого, главный командир Кронштадтского порта решил испытать скорость парохода сравнительно со своим катером, славившимся по легкости хода самым быстрым в Кронштадте. Катер шел на гребном ходу в некотором отдалении от судна, при этом при обычной гребле катер отставал от парохода, но при гребле в полную силу скорость катера равнялась со скоростью парохода, а иногда несколько превосходила ее. В тот же день в 13 часов 15 минут пароход покинул Кронштадт и, пройдя через 15 минут мимо угла военной гавани, взял курс на Санкт-Петербург. Во время обратного рейса поднялся свежий ветер, и из-за качки ряд пассажиров пережил приступ морской болезни. Однако даже в неспокойную погоду пароход шёл со средней скоростью 3,5 узлов. В 18 часов 52 минуты пароход прошёл Санкт-Петербургскую брандвахту и прибыл в город, затратив таким образом на обратный рейс 5 часов 22 минуты. Петербуржцы полюбили «Елизавету» и этот маршрут стал очень популярен. Моряки же старались предоставить путешественникам максимум услуг, подавали, к примеру, желающим горячий чай. Заваривался чай только один раз, еще до отплытия из Санкт-Петербурга, коки разбавляли заварку водой и по мере приближения к Кронштадту чай становился все бледнее и бледнее, а под конец и вовсе превращался в мутноватую водичку, сквозь которую можно было легко рассматривать приближающийся Кронштадт. Так появилось расхожее в свое время выражение «Чай такой, что Кронштадт виден», или просто: «Кронштадт виден». Позже такой чай окрестили «Белой ночью».