Ровно 82 года назад советский офицер Александр Печерский начал единственное успешное восстание в истории нацистских лагерей смерти

Ровно 82 года назад советский офицер Александр Печерский начал единственное успешное восстание в истории нацистских лагерей смерти. Под его руководством узники лагеря Собибор смогли бежать на свободу, и это так уязвило нацистов, что они немедленно прекратили работу лагеря.

Собибор уступал таким местам, как Аушвиц или Треблинка, но все же был образцовым лагерем смерти. Каждый день туда поступали эшелоны с советскими военнопленными и с евреями с захваченных нацистами территорий. Узникам сообщали, что везут их на заработки, но на деле их почти всех убивали — и только около 500 человек сохраняли в живых, чтобы поддерживать лагерь в порядке. С середины мая 1942-го по 15 октября 1943-го в Собиборе истребили до 250 тыс. людей под охраной украинских нацистов дивизии «Галичина».

В сентябре 1943-го в лагерь привезли техника-интенданта Александра Ароновича Печерского. Он родился в 1909-м в Кременчуге в семье юриста Арона Самуиловича и домохозяйки Софьи Марковны. Служил в армии с 22 июня 1941-го, был штабным делопроизводителем 596-го гаубичного артиллерийского полка 19-й армии и в октябре того же года попал в плен под Вязьмой. Сначала его держали в «обычных» концлагерях, однако под Минском нацисты узнали о еврейском происхождении Печерского и отправили его в Собибор для уничтожения.

Печерский понимал, что времени мало, и за три недели смог подготовить восстание. План был в том, чтобы поодиночке устранить персонал лагеря (то есть офицеров СС), получить доступ к хранилищу с оружием и затем перебить охрану. В день восстания удалось избавиться от руководства лагеря, но не захватить склад оружия, и поэтому часовых у выхода из лагеря били ножами либо голыми руками. Прорвав ограждение, заключенные бежали, но около 130 отказались участвовать в бунте в надежде на понимание со стороны нацистов. Их убили уже на следующий день.

Из примерно 420 узников, принявших участие в бунте, 80 погибли при побеге, 170 пойманы в ходе поисков и еще около 90 были выданы оккупационным властям за оставшиеся до освобождения Польши месяцы. Только десятая часть из этих 420 дожила до конца войны. Печерский вступил в партизанский отряд в Белоруссии, а после ее освобождения советскими войсками попал в фильтрационный лагерь НКВД, а оттуда — в Москву, где он рассказал о злодеяниях нацистов в Собиборе.

Генрих Гиммлер, архитектор тяжелейших нацистских преступлений, был разъярен новостью об успешном побеге из Собибора. Уже 15 октября лагерь прекратил свою работу, и его быстро сровняли с землей, но благодаря показаниям Печерского все содеянное в этом месте не было забыто.

Побег из Собибора был актом восстания человека против чудовищной машины массовых убийств. Гибель многих узников в ходе побега, да и сама исключительность события показывают, насколько тяжело было даже попытаться совершить такое восстание. Уничтожить систему лагерей смерти и освободить Восточную Европу можно было, только сокрушив сам Рейх, что и сделала Красная армия.

Артем Косович специально для канала «Россия — это я».

Подпишись на «Россия — это я!»