Этот день в истории России 27 сентября

Этот день в истории России 27 сентября

1783

Первенец Черноморского флота России

В этот день 242 года назад на верфи в Херсоне был спущен на воду первый корабль Черноморского флота. Им стало парусное линейное судно «Слава Екатерины». Элегантное классическое военное судно, вооруженное 66 пушками, в своей оснастке сочетало привычные прямые паруса с новомодными косыми. Длина корабля составила 49 метров, ширина – 13 метров, осадка – 5,8 метра. Вооружение его составляло двадцать шесть 30-фунтовых пушек на нижнем деке, двадцать шесть 12-фунтовых пушек на среднем деке и шестнадцать 6-фунтовок на верхней палубе и надстройках. Считается, что проект корабля разработал мастер Александр Катасонов, а его строительство велось под общим руководством инженера Ивана Афанасьева. Первые государевы парусные суда России строились на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово Коломенского уезда. Там было построено около 12 тысяч кораблей, судов и малых плавсредств более семидесяти классов и типов, а благодаря реформаторской деятельности Петра количество верфей перевалило за две сотни. В послепетровский период в развитии судостроения наступил заметный спад. Спустя годы с восшествием на престол Екатерины II было принято решение о том, что русский флот должен превосходить датский и шведский флоты вместе взятые. В мирное время планировалось иметь 21 линейный корабль, 4 фрегата и свыше полусотни других судов, а для войны их число могло быть увеличено. В 1778 году в устье Днепра заложили новый порт Херсон со стапелями для постройки кораблей и фрегатов. Херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства был разобран прямо на стапеле. Зато 66-пушечная «Слава Екатерины» стала первым парусным линейным кораблем Черноморского флота, который был спущен на воду на херсонской верфи 27 сентября 1783 года. Корабль заложил в июне 1779 года командир Херсонской крепости генерал-цейхмейстер Ганнибал, сын «арапа Петра Великого» и дядя матери Пушкина. Первым командиром был назначен капитан 1-го ранга черногорский граф Марко Войнович. В 1788 году переименован в «Преображение Господне», и «впредь стоял под тем именем». Боевая служба корабля в основном пришлась на русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Тогда же он участвовал в морских сражениях под руководством адмирала Федора Ушакова. Корабль участвовал в Керченском сражении 19 июля 1790 года, в сражении у Тендровской косы 8 сентября, где помог уничтожить турецкий флагман «Мансурие». В бою у мыса Калиакрия 66-пушечный корабль «Преображение Господне» принял участие в обстреле турецкого 74-пушечного корабля «Муккаддиме-и Нусрет». Заслуженная слава, добытая в жестоких морских баталиях, ставит этот корабль в один ряд с другими кораблями-героями отечественного флота. «Преображение Господне» ненадолго пережил русско-турецкую войну 1787-1791 годов. В 1794 году он был признан «неспособным» и пущен на слом. Таким образом, корабль прослужил 7 лет активной службы. Для сравнения, согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев. При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

Таким образом, «Преображение Господне» был построен на совесть и честно отслужил те семь лет активной службы, с боями и штормами, для которой его и строили. Первенец русского Черноморского флота оказался удачным кораблем, и это делает честь русским корабелам века Екатерины и князя Потемкина.

На фото: картина Валерия Ленского «Линкор "Преображение Господне" – основоположник Черноморского флота»