Этот день в истории России 25 сентября
1838
Первый в мире электроход
В этот день гуляющие на набережной Невы были крайне удивлены необычной шлюпкой. В лодке сидело 12 человек, но никто из них не греб веслами, по воде шлёпали колеса, что в то время уже не было новинкой, но у самодвижущегося судна не было трубы и не слышно было стука двигателя, уже знакомого по входившим тогда в моду пароходам. Поэтому совсем было непонятно, какая сила вращает гребные колеса, с помощью которых судно двигалось вверх по реке. Во время испытания шлюпки на ее борту находились русские академики – физик Э.X. Ленц, математик М.В. Остроградский, знаменитый мореплаватель вице-адмирал И.Ф. Крузенштерн. Здесь же присутствовал и виновник торжества - профессор Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман) – немецкий и русский физик еврейского происхождения, один из основоположников современной электрохимии, инженер-изобретатель. Именно он являлся конструктором этого, первого в мире, электрохода – судна, приводимого в движение электричеством, именно он создал для него первую в мире электрическую двигательную установку, пригодную для практического применения. Мощность каждого двигателя, входящего в сборную конструкцию установки, колебалась в пределах 117.5 – 470 Вт. Источником энергии служили 320 установленных вдоль бортов медно-цинковых гальванических элементов. В качестве движителя использовались гребные колеса. Длина электрохода, а это была морская 10-весельная шлюпка, составляла около 8 м, ширина 2.3 м. Судно могло принять на борт 14 пассажиров. На первых испытаниях лодка семь часов плавала по Неве вверх и вниз по течению, покрыв за это время расстояние в 14 км и показав, таким образом, среднюю скорость 2 км/ч. Испытания прошли весьма удачно, и сенсационная новость о первом практическом применении электродвигателя разлетелась по всему миру. Так, Майкл Фарадей прислал Борису Якоби восторженное письмо, в котором писал: «Я душевнейшим образом желаю, чтобы Ваши большие труды получили большую награду, которую они заслуживают». Фарадей полагал, что в скором времени суда с электрическими двигателями могли бы пересекать Атлантический океан. Изобретение Бориса Якоби стало прототипом для современных электродвигателей, но, на полвека опередило своё время, так как на тот момент для широкого практического использования еще отсутствовали экономичные и мощные источники электрического тока. Борис Семёнович Якоби, принявший в 1837 году русское подданство, внёс немалый вклад не только в российскую, но и в мировую науку. Открытие им гальванопластики положило начало целому направлению прикладной электрохимии. Он первым в мире изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом. Занимался конструированием первого в мире буквопечатающего телеграфного аппарата. Борис Семёнович Якоби положил начало электротехническому образованию в России, создав в 1850 году в Кронштадте учебную команду лейб-гвардии саперного батальона, изучавшую употребление гальванизма в военном деле. За «усовершенствования по гальванической части» ему была пожалована пожизненная пенсия, а в 1864 году академик Якоби получил потомственное дворянство в России, которую называл своим вторым отечеством. Он считал, что его изобретения принадлежат именно Российской империи и гордился своим вкладом в российскую науку. Подводя итоги своей работы, он писал:
«Культурно-историческое значение и развитие наций оцениваются по достоинству того вклада, который каждая из них вносит в общую сокровищницу человеческой мысли и деятельности. Поэтому я обращаюсь с чувством удовлетворённого сознания к своей тридцатисемилетней учёной деятельности, посвящённой всецело стране, которую привык считать вторым Отечеством, будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина. Я горжусь этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России...».
На фото: Б.С. Якоби и рисунок его электрохода