Этот день в истории России 17 сентября

Этот день в истории России 17 сентября

1857

«Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Будущее человечества – в Космосе!» (К.Э. Циолковский)

В селе Ижевском Рязанской области в семье из обедневшего дворянского рода родился Константин Циолковский – будущий российский ученый, философ, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Являясь активным сторонником освоения человеком космического пространства, именно он обосновал использование космических ракет. В возрасте девяти лет в результате осложнения после скарлатины мальчик потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым темным временем моей жизни». Тугоухость лишила его многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. В 1869 году поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учеба давалась с большим трудом. Очень мешала глухота: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки». В этот период Константин Циолковский начал заниматься образованием самостоятельно. Тогда же, он приобщился к техническому и научному творчеству: самостоятельно изготовил астролябию, токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Опыты с бумажной моделью аэростата, наполненного водородом, закончились неудачей, однако Константин не отчаивался и продолжал работать над моделью, размышляя над проектом машины с крыльями. Поверив в способности сына, в июле 1873 года отец решил послать Константина в Москву поступать в Государственное Технологическое Училище имени Николая Баумана, снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой помочь устроиться. Однако Константин письмо потерял и поступать никуда не стал. В Москве Циолковский самостоятельно изучал разные науки, ходя в единственную тогда бесплатную библиотеку. Ежедневно с десяти утра и до трех-четырех часов дня юноша штудировал там науки. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской. Круг интересов Циолковского оказался очень широк. Однако из-за отсутствия систематического образования часто приходил к результатам уже известным в науке. Так произошло с его первой научной работой, посвященной проблемам газовой динамики. За вторую опубликованную работу «Механика животного организма» Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени – химика Дмитрия Менделеева и физика Александра Столетова. Последний познакомил Константина со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями. Накопленный им материал положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы. После дирижабля Константин Эдуардович Циолковский перешел к исследованию аэродинамики самолета. Ученый детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы были использованы при создании теории расчета крыла. Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. Космические полеты и дирижаблестроение являлись главными проблемами, которым Циолковский посвятил свою жизнь. Константин Эдуардович скончался 19 сентября 1935 года в Калуге от рака желудка. Похоронен там же, в парке, носящем его имя.