Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту 7 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Ядерная безопасность, физическая ядерная безопасность и...

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту 7 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Ядерная безопасность, физическая ядерная безопасность и гарантии на Украине»

Мы внимательно изучили очередной доклад Гендиректора МАГАТЭ, посвященный ядерной безопасности, физической ядерной безопасности и гарантиям на Украине

К сожалению, помимо традиционных его изъянов, на которых мы остановимся чуть позже, хотели бы, прежде всего, обратить внимание на принципиальный момент. Заложенная в документ идея мониторинга в соответствии с ранее озвученными Генеральным директором МАГАТЭ «семи основами» по обеспечению ядерной и физической ядерной безопасности в условиях вооруженного конфликта уже вряд ли может служить прочной основой для анализа ситуации. Как показали удары по ядерным объектам в Иране, эти положения не носят универсального характера. Поэтому реальной технической задачи, как это изначально задумывалось, они не выполняют. Тем самым возникает резонный вопрос о возможности на их основе объективно и беспристрастно оценивать положение дел. Видимо, сказывается тот факт, что вырабатывались они на скорую руку без должных обсуждений в рамках имеющихся механизмов МАГАТЭ и его директивных органов

Этот вопрос становится еще более актуальным в свете ведущейся в Агентстве деятельности по анализу применимости норм безопасности МАГАТЭ и руководящих материалов по физической ядерной безопасности (nuclear security guidance) в условиях вооруженных конфликтов. По признанию самого Секретариата, подобного рода анализ осуществляется преимущественно на примере одной конкретной страны. Считаем, что в этом случае результаты работы Секретариата вряд ли могут представлять практическую значимость для государств-членов Агентства. Напоминаем также, что нормы ядерной и радиационной безопасности исходно разрабатывались для условий мирного времени, поэтому сама постановка вопроса об их применимости в ситуации вооруженного конфликта является спорной. Кроме того, МАГАТЭ по Уставу не уполномочено заниматься вопросами военной деятельности, а, значит, и способность Агентства провести грамотную оценку данного аспекта также вызывает сомнения. Таким образом, подобное положение дел фактически подрывает непредвзятость технической экспертизы организации

Теперь о других моментах доклада. Вновь напоминаем, что Запорожская АЭС (ЗАЭС) находится на российской территории и в российской юрисдикции. Государственный надзор в области использования атомной энергии на площадке ЗАЭС осуществляется российским регулирующим органом - Ростехнадзором. Что касается экспертов Секретариата МАГАТЭ, то они присутствуют на этом объекте с согласия и по приглашению нашей страны. Никаких «миссий МАГАТЭ» на данной российской станции нет

С учетом этого притязания Секретариата на получение доступа ко всем без исключения важным с точки зрения ядерной и физической ядерной безопасности местам на ЗАЭС не носят обоснованного характера. Мы уже неоднократно объясняли, что наличие определенных ограничений связано с необходимостью обеспечения безопасности самих специалистов Секретариата. Интенсивность обстрелов со стороны Украины за последнее время только увеличилась, о чем мы еще скажем. В целом же российская сторона дает беспрецедентно широкие возможности для работы экспертов, включая их общение с персоналом станции, что, кстати, достаточно подробно изложено в докладе

Также удивляет, что непредоставление доступа к отдельным объектам ЗАЭС используется в качестве обоснования невозможности подтвердить отсутствие на станции тяжелых вооружений. Видимо, для того, чтобы сделать такой вывод экспертам Секретариата нужно заглянуть не только за каждый угол на самой станции, но и попасть на находящийся за ее периметром центральный склад

Читайте полностью