Этот день в истории России 18 августа
Этот день в истории России 18 августа
1921
Белая лилия
В Москве в семье железнодорожника родилась Лидия Литвяк будущая летчица-истребитель, Герой Советского Союза. Лидия Владимировна Литвяк женщина-летчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях, за всю историю боевой авиации. Она рано заболела небом и уже в 14 лет пришла в аэроклуб, а через год совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания семилетки Лидия Литвяк училась в машиностроительном техникуме, а затем на курсах геологов и даже участвовала в экспедиции на Крайний Север. Но про авиацию не забыла. В 1940 году она окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов будущих пилотов, а с первых дней войны и сама рвалась на фронт. Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию. Тогда было принято решение сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы Марины Расковой. Чтобы попасть туда, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов. Ее зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова. Освоив истребитель ЯК-1, весной 1942 года в небе Саратова Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре уже имела на своем счету и одну групповую победу сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград. Во время своего второго вылета в составе этого полка, Лидия Литвяк сбила два немецких самолета. Именно тогда на капоте ее самолета была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище Белая лилия Сталинграда, а Лилия стала ее позывным в радиоэфире. После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП своеобразный полк асов: сборную лучших летчиков, а в конце 1942 года в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты. Именно в небе Лидия встретила и свою любовь летчика-истребителя Алексея Саломатина, с которым они, в перерыве между боями, расписались в апреле 1943 года. Однако, счастье было недолгим вскоре ее муж погиб в бою. Сама Литвяк за время участия в боях трижды была ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но всегда возвращалась в свой полк и в строй. В конце июля 1943 года на Южном фронте на рубеже реки Миус шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны. В числе пилотов, сражавшихся здесь, была и Литвяк. 1 августа 1943 года она, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, а из четвертого вылета командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась. Ее самолет был атакован противником, подбит, и больше его никто не видел. Командование срочно организовало ее поиски. Но ни самолета, ни самой летчицы найти не удалось. Как выяснилось позднее Лидия Литвяк погибла при выполнении боевого задания. Ей был всего 21 год, но за свой недолгий боевой путь она успела стать настоящей легендой, сбив больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Всего она совершила 186 боевых вылетов, в которых провела 69 воздушных боев и одержала 16 побед. Сразу же после гибели было подготовило представление ее к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то оно было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было установлено, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области. В 1990 году Лидии Владимировне Литвяк было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.