Этот день в истории России 17 августа
1977
Впервые в истории мореплавания надводным судном покорён Северный полюс
В этот день в 4 часа утра по московскому времени советский атомный ледокол «Арктика» в активном плавании первым в мире из надводных судов достиг географической точки Северного полюса Земли. До него это удавалось только атомным подлодкам. Это достижение было посвящено 60-й годовщине Октябрьской революции, но экспедиция имела и огромную практическую пользу. На самом мощном тогда в мире ледоколе хотели проверить возможность проводки судов по кратчайшему пути от Мурманска до Уэллена – на треть более короткому, нежели Северный морской путь. Ледокол «Арктика», второй в мире атомный ледокол, предоставлял для этого все возможности: при мощности главной энергетической установки в 75 тысяч лошадиных сил он был способен проламывать льды толщиной до 5 метров. При ширине судна – что значит и ширине проделанной «просеки» во льдах – в 30 метров. А поскольку «Арктика» была головным кораблём в серии из шести таких же ледоколов, то её успех на пути к полюсу в перспективе открывал широкие возможности для арктической навигации. «Арктику» построили на Балтийском заводе и спустили на воду в конце 1972 года. Это был крупнейший ледокол своего времени: 148 метров в длину, 30 метров в ширину. Высота борта составляла 17 метров, осадка — 11 метров, водоизмещение — 23 тысячи тонн. Судно имело четыре палубы, две платформы, бак и пятиярусную надстройку-площадку для вертолета. Для экипажа, в который входило немногим более 100 человек, были предусмотрены отдельные каюты, столовая, кают-компания, салоны отдыха, библиотека, бассейн, две бани, спортзал, служба быта, медицинский блок со стоматологической установкой и операционной. Исторический поход к полюсу длился около двух недель. 9 августа 1977 года ледокол вышел из Мурманска, а 22 августа вернулся к родным берегам. За это время «Арктика» прошла 3852 морские мили, в том числе 1200 миль, преодолевая многолетние льды. Для уточнения местоположения судна и курсоуказаний в рейсе «Арктики» использовалась система дальней радионавигации ВМФ, а также находившаяся в опытной эксплуатации космическая навигационная система «Залив» из четырех спутников. Разведка маршрута обеспечивалась с воздуха. За несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка осложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Руководитель рейса министр морского флота СССР Тимофей Гуженко позже называл эту часть похода «камнедробилкой», так как в этих льдах «Арктика» шла «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед». Несколько раз ледокол заклинивало в тяжелых многолетних паковых льдах. В одной из таких «заклинок» судно провело четыре часа. Однако все трудности были успешно преодолены и ледокол «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева 17 августа 1977 года достиг Северного географического полюса Земли, где был водружен Государственный флаг СССР. На льду состоялся торжественный митинг. В память об этом событии на глубину 4000 метров была опущена металлическая пластина с изображением государственного герба и памятной надписью. «Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. По возвращении в Мурманск все участники похода были награждены орденами и медалями, в том числе четверо были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Ледокол «Арктика» был награждён Орденом Октябрьской Революции.