Этот день в истории России 14 августа
1164
«Сии праздникъ уставленъ бысть худымъ и грешным рабом Божиим и пречистыя его матерее Богородице Андреем князем, сыном Георгиевымъ, внукомъ Манамаховымъ именем Владимира, царя и князя всея Руси» (из «Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией»)
В 1164 году великий князь Владимирский, святой благоверный Андрей Боголюбский совершил поход на Волжскую Булгарию, расположенную на Великом Волжском пути и представлявшую серьезную опасность для Древнерусского государства. Поход был направлен на защиту юго-восточных рубежей княжества от набегов булгар, имевших целью захват людей для продажи в рабство в южные страны и установление контроля над частью Волжского торгового пути, а также уничтожение булгарских форпостов на Волге и Каме, чтобы лишить кочевников ресурсов для дальнейших набегов. Князь Андрей Боголюбский собрал большое войско, призвав своего сына Изяслава, брата Ярослава и муромского князя Юрия с дружинами. В составе войска были священнослужители, которые несли чудотворные иконы — Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. В этот день, 1 (14) августа, произошло решающее сражение между армией Андрея Боголюбского и булгарами. Булгары обрушили свой основной удар на русский центр, где стояла пехота, пытавшись разметать «стену» из копий и щитов. На флангах княжеские конные дружины наносили контрудары, врубаясь во вражеские порядки. В самый разгар боя, когда основные силы противника были втянуты в сражение, князья Андрей и Ярослав лично повели на врага отборные дружины. Вражеская конница была опрокинута таранным ударом, оставшиеся в живых булгары побежали с поля сражения. Согласно «Сказанию о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» в Радзивиловской летописи, князь Андрей и его полк во время битвы становятся свидетелями «божественного луча огнена». От Владимирской иконы Божией Матери и Нерукотворного Спаса просияли лучи божественного света, покрыв собою всё войско великого князя. В честь победы над булгарами «худым и грешным рабом Божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси» был учрежден новый церковно-государственный праздник: «месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому Спасу и пречистей его матере». Праздник вошел в литургический обиход Русской православной церкви. Он является древнейшим воинским праздником Руси. Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленный отцом российской государственности князем Андреем Боголюбским, совпал с византийской традицией «Изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Слово «Происхождение» из его названия – не совсем верный перевод греческого «», означающего хождение, процессию, а в греческом Часослове 1897 г. празднование именуется еще «Предъисхождением», с пояснением: внешняя сторона торжества представляет собой особую процессию, крестный ход, перед которым торжественно несется Распятие. В Русской Церкви эти празднества соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года (сейчас Крещение Руси празднуется 28 июля в день памяти святого Владимира). В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году дается такое объяснение праздника: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». В народе праздник также называют «Спас на воде», или «Мокрый» в напоминание о такой части торжества, как освящение воды, или «Медовым Спасом» потому, что традиционно вместе с освящением воды в этот день совершалось освящение меда нового сбора.
На фото: миниатюры из Радзивилловской летописи (конец XV века) – победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и благодарственное моление перед Владимирской иконой после победы над булгарами в 1164 году