Этот день в истории России 29 июля

Этот день в истории России 29 июля

1963

Первый полёт пассажирского авиалайнера Ту-134

В рамках лётных и сертификационных испытаний в Жуковском совершил первый полёт опытного образца реактивного пассажирского авиалайнера Ту-134. В 1968 году этот опытный образец стал экспонатом ВДНХ, а в 1977-м был установлен во дворе московского ПТУ № 164, где простоял до 2013 года (после чего был распилен). Самолёт был разработан под руководством Андрея Туполева в начале 1960-х годов в ОКБ имени Туполева. Ту-134 предназначался для авиалиний малой и средней протяжённости и был рассчитан на 76-80 пассажиров, экипаж – 6 человек (командир, второй пилот, штурман, бортмеханик и два бортпроводника). Он стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолётостроения и вошел в историю гражданской авиации как самый массовый и популярный советский авиалайнер. По терминологии НАТО получил наименование Crusty – «Дерзкий». Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов он также назывался «Свисток». Серийный выпуск авиалайнера осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы. Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года, а в 1968 году первые образцы таких самолётов были поставлены на экспорт. Ту-134 был первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим официальную международную сертификацию. Этот самолёт экспортировался в Польшу, Чехословакию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Югославию, Вьетнам и другие страны. Всего было построено более 850 самолётов Ту-134 различных модификаций. На его базе создавались летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники. Большой популярностью пользовалась VIP модернизация самолёта (на ней летало правительство СССР, Венгрии, Ирака). С 2013 года постепенно самолёты Ту-134 выводятся из эксплуатации, поскольку технически устарели. Последний регулярный рейс Ту-134 совершил в 2019 году. Сейчас самолёт продолжает использоваться лишь в служебных целях.

1974

В структуре КГБ СССР создана спецгруппа Альфа

По приказу председателя Комитета государственной безопасности СССР Юрия Андропова в структуре Службы охраны дипломатических представительств 7-го Управления КГБ создана элитная спецгруппа «А», известная впоследствии как группа «Альфа». Она предназначалась для борьбы с терроризмом и другими особо опасными экстремистскими проявлениями: захватом заложников и транспортных средств, режимных объектов и дипломатических представительств как на территории СССР, так и за рубежом. Первым командиром был назначен Герой Советского Союза майор Виталий Бубенин. Созданная структура имела шесть региональных подразделений в городах Минске, Киеве, Краснодаре, Алма-Ате, Свердловске и Хабаровске. Группа кандидатов в спецподразделение формировалась из сотрудников территориальных органов КГБ, имевших стаж оперативной работы не менее трех лет и годных по состоянию здоровья для полетов в космос. Они должны были быть эмоционально уравновешенными, оптимистично настроенными, способными сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться воды, замкнутого пространства, темноты и огня любой интенсивности. Боевым крещением «Альфы» стал знаменитый штурм дворца афганского диктатора Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года. С внешней стороны укрепленное здание обороняло несколько танков. Внутри находились около 300 человек – отборная, превосходно обученная охрана. Подразделение «Альфа», численность которого была в десятки раз меньше, сумела захватить дворец, потеряв двух офицеров. После распада СССР и реорганизации КГБ «Альфа» на несколько лет была передана в подчинение Федеральной службы охраны и получила дополнительные функции по охране высших лиц в государстве. В 1995 году группа антитеррора возвратилась в структуру антитеррористического подразделения ФСБ, и сегодня отряд «Альфа» известен как одно из самых опытных и эффективных силовых подразделений в мире.

На фото: Группа «Альфа» перед штурмом дворца Амина в Афганистане