Этот день в истории России 23 июля
Этот день в истории России 23 июля
1888
ЕДИНАЯ НЕДЕЛИМАЯ РОССИЯ (надпись, изначально располагавшаяся на пьедестале памятника Богдану Хмельницкому в Киеве)
В Киеве на Софийской площади состоялось открытие памятника гетману Богдану (Зиновию) Хмельницкому. По рисункам художника М.О. Микешина фигуру гетмана вылепил скульптор П.А. Велионский, а лошадь А.Л. Обер. Отлитый в бронзе монумент водрузили на постамент из гранитных глыб, на котором были выведены надписи: Волим под Царя Восточного и Богдану Хмельницкому Единая Неделимая Россия. После революции 1917 года надписи сбили... Идея установки памятника возникла еще в 1868 году. Создание проекта было поручено культовому скульптору того времени Михаилу Микешину. По замыслу создателя памятник должен был представлять целую скульптурную группу. Главным её элементом должна была стать непосредственно статуя Богдана Хмельницкого верхом на коне, возвышающаяся на гранитной скале, стоящей в свою очередь на пирамидальном пьедестале, на трёх сторонах которого размещались бы бронзовые барельефы. Помимо конной статуи гетмана, планировался ещё и ряд других фигур под копытами его лошади и ниже. Однако по причине неполиткорректности изображения задуманной композиции впоследствии было решено отказаться от дополнительных фигур памятника. В 1870 году царь разрешил начать подписку для сбора средств на сооружение памятника. Морское ведомство отпустило безвозмездно для статуи 1600 пудов старой корабельной меди, и в 1879 году в Петербурге была отлита конная статуя гетмана. Денег на пьедестал не хватало, поэтому много лет Хмельницкий простоял на площади на кирпичном постаменте, и лишь в 1888 году, к 900-летию Крещения Руси, памятнику создали достойный постамент.
1911
В борьбе с воздушной стихией (название книги авиатора Александра Васильева, в которой он описывает перелёт из Петербурга в Москву в июле 1911 года)
В этот день стартовал первый в истории перелёт по маршруту Петербург-Москва. Тысячи петербуржцев собрались на Комендантском аэродроме, чтобы проводить в небо смельчаков воздушного марафона по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Один за другим в воздух поднялись пилоты С. Уточкин, М. Лерхе, Г. Янковский, А. Васильев, М. Кампо-Сципио, Б. Масленников, Н. Костин, А. Агафонов и В. Слюсаренко. Часть аппаратов, взлетевших в тот день, были двухместными. На бипланах типа Фарман взлетели: Масленников, Костин и Агафонов. У всех троих в качестве пассажиров были механики. Присутствие личного механика на борту давало большие преимущества лётчикам, пилотирующим двухместные машины. Всего старт на Комендантском аэродроме взяли девять самолетов, но только один Блерио XI А.А. Васильева достиг Москвы. Расстояние в 725 километров Васильев преодолел за 24 часа 41 минуту и 14 секунд, причём лётное время составило только 9 часов 30 минут. Остальное время он провёл на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, а также отдыхая и восстанавливая силы. Не долетев до Новгорода, разбился аэроплан Слюсаренко, потерпел аварию Фарман Масленникова, погиб пассажир Шиманский. Лётчик Васильев позднее писал:
Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти.
Уже на подлёте к аэродрому в Москве у Васильева начал барахлить мотор и на освещенное кострами Ходынское поле он спланировал в полной тишине с заглохшим мотором. На заре авиации профессия лётчика была поистине героической!