Этот день в истории России 21 июля
Этот день в истории России 21 июля
1810
Водный путь длиной в тысячу километров, созданный на целый век раньше Панамского канала
В этот день 215 лет назад было торжественно открыто судоходства по Мариинской водной системе водному пути, соединяющему бассейн Волги с Балтийским морем, пролегающему от Рыбинска до Петербургского морского порта. Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км было задумано еще Петром I. Этот водный путь был необходим Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительные работы по сооружению канала начались в 1799 году, в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняли 11 лет. Основная часть работ была выполнена в 1808 году. Строительство водной системы постоянно переустраивалось и усовершенствовалось, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Расходы на строительство (вместе с содержанием чинов при нём) составили 2 млн. 701 тыс. руб. Значительную сумму (400 тысяч рублей) на строительство выделила императрица Мария, супруга императора Павла I. 20 января 1799 года Павел подписал указ: Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским. Для своего времени эта искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение. Она включала комплекс гидротехнических сооружений, созданных с учетом последних достижений науки того времени. К моменту запуска это были 28 шлюзов и полушлюзов (всего 45 камер, все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9,1 м), 20 плотин, 12 водоспусков (однопролётных плотин), 5 разводных (подъёмных) мостов и много других объектов. Система состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: река Шексна Белое озеро река Ковжа Мариинский канал река Вытегра Онежское озеро река Свирь приладожские каналы река Нева. Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского которые часто штормит были прорыты обходные каналы. Время следования судов от Петербурга до Рыбинска равнялось 110 суткам. На середину XIX века через Мариинскую систему ежегодно проходило до 3700 судов. С 1858 по 1862 год были произведены работы по спрямлению колен рек в нескольких местах и по переустройству шлюзов. Сократилось число шлюзовых камер. Также увеличились размеры шлюзов, соответственно, и разрешённые размеры судов пользующихся водной системой. В конце 1860-х годов путь по водной системе из Рыбинска до Петербурга занимал в среднем 58 дней. В 1890 году был утверждён проект переустройства Мариинской системы на протяжении 1000 км. Работы были начаты в том же году, на них выделили 13,5 млн рублей. Было построено 38 шлюзов 4 каменных и 34 деревянных, 4 каменные и 4 деревянные плотины, 20 км перекопов. Были расчищены от наплывов и наносов, углублены и расширены приозёрные обводные каналы. Время в пути по водной системе из Рыбинска до Петербурга сократилось до 31 дня. На Всемирной Парижской выставке 1913 года Мариинской системе была присуждена Большая золотая медаль. После реконструкции в 1959-1964 годах водный путь получил название Волго-Балтийский водный путь им. В.И. Ленина.