Этот день в истории России 20 июля

Этот день в истории России 20 июля

1936

Сталинским маршрутом к новому рекорду

В этот день 89 лет назад начался беспосадочный перелёт экипажа в составе Валерия Чкалова (командир), Георгия Байдукова (второй пилот) и Александра Белякова (штурман) по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – о. Удд на одномоторном самолете АНТ-25 (также известен как РД — «рекорд дальности»). 1930-е годы стали временем бурного развития авиации во всем мире. Завоевать рекорд дальности полёта стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны, такие как Франция, Англия, США, Италия, Германия. Актуальный на тот момент рекорд дальности полёта по прямой составлял 9104,7 километра и принадлежал Франции. Советский Союз не собирался уступать в авиационной гонке. В 1933 году в Конструкторском бюро А.Н. Туполева был создан самолет АНТ-25 (РД), предназначенный специально для дальних перелетов (между прочим, одним из ведущих конструкторов АНТ-25 был молодой инженер Павел Осипович Сухой – будущий создатель известных во всем мире самолетов марки «Су»). Первоначально планировалось совершить полёт из Москвы в США через Северный полюс, однако И.В. Сталин отметил, что лучше будет организовать перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский. 14 июля 1936 года вышло Постановление Совета Труда и Обороны «О беспосадочном полете на самолете РД» экипажа Чкалова. В связи с тем, что до Камчатки дальность значительно меньше, чем мог преодолеть АНТ-25, экипаж убедил правительство утвердить маршрут Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-на-Камчатке - Охотское море - остров Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с посадкой в Хабаровске или Чите. Полет начался в 2 часа 45 минут 20 июля 1936 года. Проходил в тяжелых метеорологических условиях. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория (82-й градус северной широты), где столкнулся с сильным циклоном, после чего сменил направление полёта на восток. Миновав арктические просторы и Якутию, 22 июля, на третьи сутки непрерывного полёта самолет оказался над Охотским морем и достиг Петропавловска-Камчатского. Сделав круг над городом экипаж сбросил вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был искать место для посадки. В условиях сильного ливня, Валерий Павлович мастерски посадил самолет на маленький остров Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре, потеряв всего лишь одно шасси. Весь полёт длился 56 часов и 20 минут. За это время самолёт преодолел без посадок 9374 км в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. За следующие 10 суток при помощи местных жителей и пограничников летчики починили сломанное шасси самолета. Также было построено 500 метров импровизированной взлетной полосы из гальки и бревен. 2 августа самолёт с гордой надписью на борту «Сталинский маршрут» (её нанесли во время стоянки на острове Удд) снова поднялся в воздух. До Москвы добирались неделю с посадками в Хабаровске, Красноярске и Омске. В Москву самолёт прилетел 10 августа 1936 года. Перед посадкой АНТ-25, в сопровождении воздушного эскорта из 12 самолётов, сделал круг над Кремлём. В 17 часов самолёт совершил посадку на Щёлковском аэродроме. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвратившийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В. Сталин. За этот успешный перелет все члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза. 13 августа 1936 года Политбюро приняло решение о переименовании островов Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалов, Байдуков и Беляков соответственно. Аэродром в Щелково был переименован в Чкаловский.