«Третьи сутки ЗАЭС работает на дизеле. Если остановится - взрыв, равный (по силе) не Чернобылю, а «Фукусиме». «Фукусима» была сильнее Чернобыля в три раза. И никто об этом, действительно чрезвычайном происшествии, у нас, в России, не говорит. Сталин бы ответственных уже расстрелял», — читаю в сети.
Пишут о том, что ситуация близка к катастрофе. Во многом они правы, все сложно, но ситуация возникла не вчера и предпринимаются все меры, чтобы уже до конца этого года уменьшить риски.
Сейчас ЗАЭС получает электричество с территории Украины по линии «Плодородное — Энергодар», но управляется Россией. Да, Украина вынужденно и бесплатно поставляет электроэнергию на ЗАЭС, потому что считает ее своей. В общем-то, из-за такой коллизии — ЗАЭС находится под контролем России, а электроэнергия на нее поставляется с Украины — США и предлагали забрать АЭС под свое управление. Любое повреждение линии «Плодородное — Энергодар» (например, обстрел) немедленно переводит станцию на дизели.
Шесть реакторов станции заглушены и находятся в режиме холодного останова, но даже остановленные реакторы выделяютостаточное теплоиз-за распада радиоактивных элементов в топливе. Для отвода этого тепла и работы систем безопасности станции необходимо22-35 МВт/чэлектроэнергии в сутки. Это очень много. Без питания останавливаются насосы охлаждения и контрольное оборудование.
Что будет без электроснабжения станции? В первые 6 часов без охлаждения топливные стержни (ТВЭЛы) нагреваются выше 1200°C. Их циркониевые оболочки разрушаются, выделяя водород и радиоактивные вещества. В период от 6 до 24 часов ядерное топливо (диоксид урана) плавится при 2800°C, формируя расплавленную массу. За следующие 24-72 часа этот расплав прожигает 25-сантиметровый стальной корпус реактора. После 72 часов расплав взаимодействует с бетонным основанием, что может привести к разрушению защитной оболочки и выбросу радиации (но не ядерному взрыву). На ЗАЭС современные реакторы.
В случае аварии последствия будут, условно, между Фукусимой и Чернобылем. «Фукусима» была слабее Чернобыля (выбросы 0,9 МКи против 5,3 МКи). ЗАЭС строили после Чернобыля и реакторы оборудовали пассивными системами безопасности. Расплавленный диоксид урана, когда проплавит кожух реактора, соберется вловушках расплава. И так же не будет кусков радиоактивного графита разбросанного после аварии в Чернобыле по станции. Самая большая неприятность в случае подобной аварии на ЗАЭС — это радиоактивное заражение вод Днепра.
На данный момент запас дизельного топлива на самой станции оценивается в 17-18 дней работы при текущем уровне потребления. Расходуют 40-60 тонн топлива в сутки.
Сейчас ВСУ «развлекается» тем, что после того как отключают/выводят из строя ЛЭП, питающую ЗАЭС, они начинают охоту за колоннами с топливом, которое наши подвозят для дизель генераторов. Доставляют топливо автоцистернами из Таганрога через зону активных боевых действий. По ряду данных только в июне три такие топливные колонны были уничтожены. Доставка дизтоплива на ЗАЭС под ударами ВСУ — этоподвиг. Представляете, что чувствуют водители машин с цистернами с топливом, когда отправляются в рейс? Представьте, как горят колонны с топливом.
Когда-нибудь про это будут снимать фильмы, как про дорогу жизни в Ленинграде.
Продолжение о текущей ситуации на ЗАЭС ниже