Этот день в истории России 8 июня
1648
«Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию. ... Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар» (из письма Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу [на снимке письма приведенные слова отмечены красным цветом]).
Богдан Хмельницкий написал письмо русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Войска Запорожского в подданство Русского царства. Это было связано с тем, что православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному и социальному гнету со стороны поляков-католиков. Он не первый просил об этом. В 1591-1593 годах к русскому царю за помощью обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты. Посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя, в 1624-м об этом же попросил митрополит Иов Борецкий. В 1648 году началось крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. В тексте письма Хмельницкий сообщил царю Алексею Михайловичу о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя. Эти победы, одержанные над польским войском, позволили казакам заключить Заборовский мирный договор с Варшавой. Он предоставлял Войску Запорожскому автономию, но вскоре война возобновилась, и повстанцы потерпели поражение в 1651 году. В 1653-м Хмельницкий снова попросил помощи русского царя. 1 октября того же года в Москве состоялся Земской Собор, на котором было принято решение «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православной християнской веры и святых божиих церквей». Всё это привело к событию, называемому в историографии воссоединением Украины с Россией, которое произошло в январе 1654 года. Но примечательно, что терминов «Украина» и «украинцы» не содержалось ни в письме Богдана Хмельницкого, ни в ответе Земского собора, ни в решениях Переяславской рады
1701
«Призирать кого, или призрвать, призрть и призрить – принять, пріютить, пристроить, дать пріютъ и пропитанье, взять подъ покровъ свой, и озаботиться нуждами ближняго.» (Толковый словарь Даля).
Петр I издал Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». По Указу Петра I «для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Такие люди и стали предшественниками современных социальных работников, а сам документ положил начало формированию государственной системы социальной защиты в нашей стране. В царской России усилиями членов царской семьи создавалось немало учреждений, так сказать, социальной помощи населению — это богадельни, приюты, попечительские комитеты, дома призрения (не путать с презрением), воспитательные дома. И с установлением советской власти эта практика не утратилась. Уже в 1917 году в стране был создан Народный комиссариат государственного призрения, через год переименованный в Народный комиссариат социального обеспечения. В 1946 году было образовано Министерство соцобеспечения РСФСР. С 1991 года реализацией всех правительственных мер в области социальной защиты населения занималось Министерство социальной защиты, которое в 1996 году вошло в состав Министерства труда и социального развития. Указом Президента России от 9 марта 2004 года было образовано Министерство здравоохранения и социального развития, которое в мае 2012 года разделилось на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
День социального работника