Этот день в истории России 22 мая
1807
«Сенявин решил атаковать противника, хотя был слабее его по числу судов и пушек» (Тарле). Эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Сенявина нанесла поражение турецкому флоту в сражении при Дарданеллах. Эскадра Сенявина 6 марта 1807 года блокировала пролив Дарданеллы, что поставило в крайне тяжёлое положение Стамбул, остро зависевший от морских поставок. Султан приказал турецкому флоту прорвать блокаду любой ценой. Два отряда русских кораблей, возглавляемых Сенявиным и контр-адмиралом Алексеем Грейгом, атаковали противника. В этом бою турки потеряли до 2000 человек убитыми и ранеными, русские — 27 убитыми и 56 человек ранеными. Все повреждения, полученные в сражении, на русских кораблях были устранены в течение одного-двух дней. Туркам, так и не прорвавшим блокаду, на восстановление боеспособности потребовался почти месяц. Позже турецкий флот попытался прорвать ее еще раз. В июле 1807 года состоялось Афонское сражение, в котором адмирал Сенявин одержал сокрушительную победу. Из 20 боевых турецких кораблей в Дарданеллы вернулись только 12. Убитыми и ранеными турки потеряли более 1000 человек, ещё 774 попали в плен. Эскадра Сенявина не потеряла ни одного корабля, а потери среди моряков составили 78 человек убитыми и 183 ранеными. Турецкий военно-морской флот более чем на 10 лет утратил боеспособность
1856
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие» (Павел Михайлович Третьяков). Коллекционер и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел картину художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (на фото). Эту дату принято считать Днем основания Государственной Третьяковской галереи – национального музея русского изобразительного искусства. Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни. П.М. Третьяков старался покупать работы непосредственно «из рук» художников, таким образом сосредоточивая внимание на произведениях современного отечественного искусства. К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин. В 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения. А в 1892 году Третьяков принес свое собрание в дар Москве. В это время в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Позднее в коллекцию вошли картины, принадлежавшие брату Третьякова – Сергею Михайловичу. В начале 20 века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова, Брюллова представлена русская живопись начала 19 века. В коллекции галереи – лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина. Собрание ГТГ насчитывает около 170 тысяч произведений, разместившихся в 62 залах двух зданий
1911
«Телевизор может заменить лишь телевизор с ещё большим экраном» (Аркадий Давидович). В Санкт-Петербурге, в помещении Технологического института, профессор Технологического института Борис Львович Розинг впервые в мире продемонстрировал на электронно-лучевой трубке изображения геометрических фигур – прообразы телевизионного изображения. С помощью разработанной им в 1907 году теле-установки с электронно-лучевой трубкой – кинескопом ученому в присутствии его коллег удалось вывести на черный экран четкое изображение четырех белых линий. Переданной картинкой было изображение решетки, размещенной перед объективом передатчика. Принимающая трубка Розинга (с магнитным отклонением луча) обладала катодом, анодом, люминесцирующим экраном и диафрагмой, что позволяет назвать её «отцом» современных кинескопов