Этот день в истории России 30 октября
1696 День основания Военно-морского флота России
Славная история Российского флота неразрывно связана с именем Петра I. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. 30 октября 1696 года под настойчивым давлением молодого царя Петра I Боярская дума приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Необходимость этого шага стала особенно очевидной после неудачного первого Азовского похода 1695 года, когда стало ясно, что без надежной морской блокады взять хорошо укрепленную турецкую крепость невозможно. Историческая потребность в создании флота диктовалась стратегическими интересами молодого Российского государства, стремившегося обеспечить себе выход к морям и укрепить международные позиции. В то время единственным крупным портом страны был Архангельск, чьи возможности серьезно ограничивались суровыми климатическими условиями и короткой навигацией. Именно 30 октября 1696 года – точка отсчета в истории русского флота – на верфях Архангельска были заложены первые пять военных кораблей. До этого Россия не располагала полноценным военным флотом, довольствуясь небольшими судами, пригодными лишь для каботажного плавания. Уже в течение зимы 1696 года на верфях Воронежа и прилегающих городов развернулось масштабное строительство, в результате которого было создано более 20 галер и 2 крупных корабля. Именно эта флотилия сыграла решающую роль во втором Азовском походе, обеспечив успешную морскую блокаду крепости и ее последующую капитуляцию. Блестящий успех этой операции со всей очевидностью доказал жизненную необходимость создания постоянного военного флота для России. В этом же походе родился и первый в истории военно-морской документ Российского государства – «Устав по галерам». Его Петр I написал во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум». Создание Балтийского флота в 1703 году положило начало стремительному развитию военно-морских сил России. Уже к 1725 году страна располагала впечатляющей армадой из 130 парусных кораблей, включавшей 36 линейных кораблей, 9 фрегатов и 85 галер. При этом по своим военным и мореходным качествам русские корабли не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Параллельно с балтийской эскадрой формировались и другие флотилии – Азовская, Черноморская, Северная и Каспийская, каждая из которых решала специфические стратегические задачи по защите морских рубежей страны в разных регионах. Особое значение для расширения влияния России имело освоение Дальнего Востока. Основание Петропавловска-Камчатского в 1740 году стало отправной точкой для создания военно-морского присутствия в Тихом океане. К началу XIX века российский флот, прославившийся под командованием выдающихся адмиралов Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова, вошел в тройку мощнейших флотов мира. Однако Крымская война 1853-1856 годов выявила техническое отставание, потребовавшее коренной модернизации и перехода к паровому броненосному флоту. Создание стратегических военно-морских баз в Кронштадте, Севастополе и других ключевых точках обеспечило надежную основу для развития морской мощи страны. В годы Великой Отечественной войны Советский флот прошел суровую проверку. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. Русские моряки проявляли небывалый героизм. Современный Военно-морской флот России представляет собой мощную многофункциональную структуру, способную решать задачи любой сложности в различных регионах Мирового океана. В его состав входят четыре оперативно-стратегических объединения – Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флота, а также Каспийская флотилия.








































