Этот день в истории России 29 октября

Этот день в истории России 29 октября

1898 Спущен на воду первый в мире ледокол арктического класса

В декабре 1897 года по инициативе и при активном участии адмирала Степана Осиповича Макарова на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле по заказу России был заложен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжёлые льды двухметровой толщины. Идею адмирала Макарова поддержало сибирское купечество, предложившее назвать ледокол в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича. В 1897 году Макаров выступил с лекцией в Академии наук о необходимости строительства крупного ледокола для обеспечения круглогодичной навигации в Северном Ледовитом океане. Он представил собственные расчеты. Предлагал построить два ледокола мощностью до 10 тысяч лошадиных сил. Рассказал при встрече о своей идее и министру финансов Сергею Юльевичу Витте. Тот идею поддержал, но дал добро на строительство только одного ледокола. В составе комиссии, участвовавшей в разработке ледокола, были Д.И. Менделеев, инженеры П.К. Янковский и Р.И. Рунеберг, Ф.Ф. Врангель и другие. 17 (29) октября 1898 года корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. Достройка судна шла быстро. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода и 21 февраля (5 марта) 1899 года вышел в первое плавание. Оставался в строю 64 года и прошел через три войны – Японскую, Первую и Вторую мировые. Корпус «Ермака» при длине 93 м имел ширину 21,6 м и был разделён восьмью водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Ледокол был оборудован специальными дифферентными и креновочными цистернами, что являлось техническим новшеством на тот период. Корабль имел наклонный форштевень, что позволяло ему проламывать лёд тяжестью корпуса. «Ермак» стал первым в мире ледоколом, способным ходить в тяжёлых льдах. Уже в апреле 1899 года ледокол освободил затёртые льдом у Ревеля пароходы, а летом 1899 года Макаров совершил на «Ермаке» поход в Арктику. Адмирал Макаров надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса, но пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты. Судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1899 году ледокол «Ермак» участвовал в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Тогда же впервые в мире было применено изобретение русского ученого Александра Попова – радиотелеграф. В 1901 году ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли. Результаты плаваний «Ермака» Макаров обобщил в 1901 году в книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток. После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В 1920-30-х годах «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 года участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике. В июне 1944 года был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути. В день своего пятидесятилетия в 1949 года ледокол «Ермак» был награждён Орденом Ленина. После этого он прослужил на севере ещё 15 лет и в 1964 году был выведен из эксплуатации и разобран на металл в Мурманске. С 1974 года имя «Ермака» носит новый мощный семипалубный ледокол.