Этот день в истории России 14 июля
1896
Первый российский автомобиль
Первый российский серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был представлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершал там демонстрационные поездки. В этот день машину сфотографировал известный нижегородский мастер Максим Дмитриев, освещавший императорский визит на выставку. Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. До наших дней ни один оригинальный автомобиль не сохранился. Машина была создана в Петербурге русскими изобретателями и промышленниками Евгением Яковлевым и Петром Фрезе как серийный коммерческий автомобиль. Двигатель и трансмиссия были изготовлены на заводе по производству керосиновых и газовых двигателей Яковлева, а корпус, ходовая часть и колёса в каретных мастерских фабрики Фрезе. Внешне машина напоминала двухместную пролётку со складным кожаным верхом, весила около 300 кг и развивала скорость до 20 вёрст в час. Колёса вращались на бронзовых втулках и были деревянными (задние больше передних) с цельными резиновыми шинами. Имелось две передачи: вперёд и режим холостого хода. Запас бензина позволял проехать на автомобиле Яковлева–Фрезе до 10 часов. Мощность четырехтактного двигателя с одним горизонтальным цилиндром составляла 1,5-2 л.с. Для подачи топлива использовался простейший карбюратор испарительного типа. Двигатель размещался в задней части кузова и охлаждался испарительной системой охлаждения. Когда двигатель работал, вода кипела, пар шел в конденсатор, охлаждался и конденсировался в воду. Часть ее потом испарялась. Тридцатилитровый запас воды помещался в двух боковых баках, сделанных из латуни. Конденсатор представлял собой длинный горизонтальный цилиндр и находился за спинкой сиденья. Зажигание топливной смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел два тормоза. Основной ножной действовал на ведущий вал коробки передач. Другой, ручной, прижимал резиновые бруски к шинам задних колёс. Стоил созданный Яковлевым и Фрезе автомобиль 1500 рублей — в 2 раза дешевле заграничных аналогов, но при этом в 30 раз дороже лошади. Император Николай II при посещении выставки не удостоил новинку особым вниманием. «Нижегородский листок» от 20 июля 1896 года писал: «осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор». И всё. Так демонстрация первого русского автомобиля прошла для власти практически незамеченной. Тем не менее, Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия и продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Они изобрели почтовый и пожарный автомобили. Однако после смерти Яковлева его завод перешел в руки другого владельца, который не интересовался автомобилями и переориентировал завод. Фабрика Фрезе еще какое-то время продолжила строить автомобили, но уже с моторами импортного производства, а в 1910 году была продана объединению «Руссо-Балт».